В условиях современной науки первостепенное значение приобретают проблемы организации и управления развитием науки. Концентрация и централизация С. дала толчок к возникновению национальных и международных научных организаций и центров, а также систематической реализации крупных международных проектов. В системе государственного управления были сформированы специальные органы руководства С. На их основе формируется механизм научной политики, который активно и целенаправленно влияет на развитие С. наука

Изначально организация S. была почти исключительно привязана к системе университетов и других высших учебных заведений и строилась по отраслевому принципу. В 20 веке получили широкое развитие специализированные исследовательские учреждения. Тенденция к снижению удельной экономической эффективности научной деятельности, особенно в области фундаментальных исследований, породила стремление к новым формам организации научных исследований. Научные центры отраслевого характера (например, Пущинский центр биологических исследований СССР[ru] Разрабатывается Академия наук в Московской области) и комплексного характера (например, Новосибирский научный центр). Существуют исследовательские подразделения, построенные по проблемному принципу. Для решения конкретных научных проблем, часто междисциплинарного характера, создаются специальные творческие коллективы, состоящие из проблемных групп и объединенные в проекты и программы (например, программа освоения космоса).

Централизация в системе управления S. все чаще сочетается с децентрализацией, автономией в проведении исследований. Широко распространены неформальные проблемные объединения ученых — так называемые невидимые коллективы. Наряду с ними в "большой" науке продолжают существовать и развиваться неформальные образования, такие как научные направления и научные школы, в результате чего в "малой" С. В свою очередь, научный метод все чаще используется как средство организации и управления в других областях.

Научная организация труда (НЕ) приобрела массовый характер, который становится одним из основных рычагов повышения эффективности общественного производства. Внедряются автоматизированные системы управления производством (АСУ), созданные с помощью компьютеров и кибернетики. Объектом научного управления все чаще становится человеческий фактор, в первую очередь в человеко-машинных системах. Результаты научных исследований используются для совершенствования принципов управления коллективами, предприятиями, государством и обществом в целом. Как и любое социальное использование S., такое использование служит противоположным целям при капитализме и социализме.

Важными для науки являются национальные особенности ее развития, отражающиеся в распределении денежной структуры ученых в различных странах, национальных и культурных традициях развития определенных отраслей S. в рамках научных школ и направлений, соотношении фундаментальных и прикладных исследований в национальном масштабе, государственной политике в отношении развития S. (например, размер и направленность ассигнований на S.). Однако результаты S. научное знание интернационально по своей сути.

Воспроизводство науки как социального института тесно связано с системой образования и подготовки научных кадров. В контексте современной научно-технической революции существует определенный разрыв между исторически сложившейся традицией преподавания в средних и высших школах и потребностями общества (в том числе С.). Для устранения этого разрыва в систему образования интенсивно внедряются новые методы обучения с использованием новейших достижений С. - психологии, педагогики и кибернетики. Высшее образование демонстрирует тенденцию приближаться к исследовательской практике S. I. Production.

В области образования когнитивная функция С. тесно связана с задачей воспитания учащихся как полноценных членов общества, формирования у них определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Практика общественной жизни и марксистско-ленинская теория убедительно доказали, что идеал Просвещения, согласно которому всеобщее распространение научных знаний автоматически приведет к воспитанию высоконравственных личностей и справедливой организации общества, утопичен и ошибочен. Этого можно достичь только путем радикального изменения социальной системы, замены капитализма социализмом.